умелые руки

Программа кружка умелые руки.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.

По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста от 7 лет.

При обучении используется режим групповых занятий —  по одному часу один раза в неделю.

Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ.

     Актуальность программы  «Умелые руки» заключается в том, что она предоставляет возможность учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные качества, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно-эстетический вкус.

В зависимости от характера усвоения изучаемой темы, занятия проводятся в групповой, коллективной и индивидуальной формах.

 

 Цели: развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

 

Задачи:

?  Познакомить с окружающим миром.

?  Изготовить поделки и сувениры, в том числе и из бросового и природного материала.

?  Использовать в работе различные материалы (ткань, мех, бумага, картон, пластилин, бисер, пряжа, бросовый материал, природный материал и т.д.)

?  Воспитывать эстетический вкус, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.

Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию “Я хочу это сделать сам”. В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на занятии, включающей в себя как равнозначный интеллектуальный и моторный компоненты, т.е. на занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделии. Причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.

 

Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только “под диктовку” учителя по принципу “ делай как я”, выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Безусловно, в подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения учащихся. Но задержка младших школьников на этом уровне обучения отрицательно сказывается на их развитии: учащиеся становятся интеллектуально пассивными, часто беспомощными при самостоятельном решении самых простых заданий. Использование инструкционных и технологических карт и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя “работу ума с работой рук”, а учителю иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся.

 

Индивидуальный труд учащихся во внеурочное время заключается в том, что под общим руководством педагога младшие школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания.

Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.

В процессе занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны для разметки тканей, различными измерительными инструментами.

 

Изготовление изделий  строится на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, — все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.

Главной задачей учителя, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.

Для повышения и поддержания интереса учащихся к объектам труда, его процессам и результатам имеет организация для выполнения небольших по объему трудовых заданий групп с распределением между детьми разных функций.

 

Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ. Использование поделок-сувениров в качестве подарков; оформление зала для проведения праздников.

 

К концу  обучения учащиеся должны знать:

?  название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;

?  название и назначение ручных инструментов и приспособлений- ножницы, кисточка для клея, игла;

?  правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.

 

К концу  обучения учащиеся должны уметь:

?  анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

?  правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

?  соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

?  экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, вышивать стежками “вперед иголка”.

Условия реализации программы

Инструменты и приспособления:

?  простой карандаш

?  линейка

?  фломастеры

?  цветные карандаши

?  ножницы канцелярские с закругленными концами

?  кисточка для клея и красок

?  иголки швейные

?  доски для работы с пластилином

Материалы:

?  пластилин

?  бумага цветная для аппликаций

?  двухсторонняя цветная бумага для оригами

?  картон белый и цветной

?  ткань

?  мех

?  вата

?  нитки швейные – белые, черные и цветные

?  мулине

?  шерстяная пряжа

?  клей ПВА

?  ватные диски

Тематическое планирование и содержание программы

 

Тема Всего часов Теоретических Практических
1 Вводное занятие 1 1
2 Работа с пластилином 4 0,5 3,5
3 Работа с бумагой и картоном. 15 2 13
4 Работа с тканью 8 1 7
5 Работа с соленым тестом 2 0,5 1,5
6 Работа с бросовым материалом 2 2
7 Итоговое занятие 1 1
Всего 33 6 27

 

Тема Содержание Часы Примечание
1 Вводное занятие Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка.

Требования к поведению учащихся во время занятия.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля.

 

1
 

2

 

Работа с пластилином

История про пластилин. Техника безопасности. Приемы работы. Лепка по замыслу детей. 1

 

1.     Лепка овощей, фруктов.

2.     Сказка о животных.

1

 

1

 

 

Работа в группах

Пластилиновая аппликация на картоне с использованием природного материала. 1
 

3

 

Работа с бумагой и картоном.

Свойства бумаги и картона. Виды бумаги. Техника безопасности. Закладка. 1
Вырезание симметричных деталей из листов бумаги 1
Изготовление аппликаций. 1 Работа в парах
Плетёные листья. 1
1.     Знакомство с оригами. Приемы сгибания.

2.     Оригами.

 

3.     Панно «Лесная поляна»

1

 

1

1

 

 

 

Работа в группах

Коллективная творческая работа

1.     Модульное оригами. Приемы.

2.     Клубника из модулей.

1

 

1

Изготовление елочных гирлянд, игрушек. 2
1.     Квиллинг. Приемы бумагокручения.

2.     Снежинка. Объёмное изделие.

3.     Панно «Цветочная поляна»

1

 

1

2

 

 

 

 

 

Коллективная творческая работа

4 Работа с тканью и нитками Введение в тему. Кукла из ниток. 1
Знакомство со сметочным швом. Салфетка. 2
Панно «Снеговик» (из ватных дисков) 1
Изготовление пальчиковых кукол. 2 Коллективная работа «Сказка своими руками»
Знакомство и шитье мягкой игрушки «Смешарики».

 

2
5 Работа с соленым тестом 1.     Технология изготовления.

2.     Творческая работа

 

 

2

6 Работа с бросовым материалом Конструирование дома для сказочных героев. 1 Работа в группах
«Фантиковая фантазия» 1 Коллективная творческая работа
7 Итоговое занятие. Подведение итогов. 1 Защита творческих проектов.

 

 

Литература

  1. Интернет-ресурс: http://stranamasterov.ru
  2. Т.М. Геронимус “150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий”. 1997 г.
  3. М.А.Гусакова “Аппликация”, Просвещение, 1987 г.
  4. М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”, ТЦ «Сфера», 1999 г.
  5. Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
  6. Н.В. Волкова, Е.Г. Жадько «100 замечательных поделок из всякой всячины», Росто-на-Дону, 2009 г.
  7. В.А. Хоменко «Солёное тесто: шаг за шагом», Харьков, 2007 г.
  8. Т.Б. Сержантова «366 моделей из оригами», Айрис-пресс, 2006 г.
  9. В.В. Выгонов «Трехмерное оригами», Издательский Дом МСП, 2004 г.